«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кенті No2 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 2 поселка Аршалы отдела образования по  Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Использование метода проектов при изучении площадей фигур на уроках геометрии

Использование метода проектов при изучении площадей фигур на уроках геометрии

 

учитель математики АСШ №2 Хорева Людмила Вадимовна

 

В рамках обновленного содержания образования метод проектов является эффективной   образовательной технологией, нацеленной на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у обучающихся специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это способ организации деятельности учащихся, при котором учащиеся непосредственно включены  в активный когнитивно-эмпирический процесс. Ученик при этом самостоятельно формулирует проблему (задачу), осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя поэтапно новые знания и приобретая при этом новый жизненный опыт. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален. Он непосредственно решает несколько задач:

  • Позволяет устанавливать интеграционные связи математики с другими образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, история, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний;
  • Обеспечивает активизацию процесса обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических и исследовательских  работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;
  • Способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении:
  • Формирует значимые качества личности учащихся.

Совместная распределенная деятельность учителя и учащихся включает в себя три основных этапа: мотивационный (мотивация исследовательской деятельности, постановка проблемы), операционно-познавательный (сбор, систематизация и анализ фактически собранного материала, выдвижение и проверка гипотез, подготовка к презентации полученных результатов), рефлексивно-оценочный (презентация, рефлексия). Основными требования к проекту  должны быть:

  1. наличие проблемы (задачи);
  2. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению поставленной задачи (что хотим получить и в какой форме сделать презентацию);
  3. каждый проект обязательно требует исследовательскую работу  учащихся (поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена);
  4. результатом работы должен быть «продукт» (то, что разработали при решении задачи);
  5. подготовленная презентация должна быть убедительна, а найденные решения - полезными.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:

Основание классификации

Типы проектов

Количество участников проекта

  1. Индивидуальный.
  2. Парный.
  3. Групповой.

Уровень сложности

  1. Информационный (задания на воспроизведение по образцу).
  2. Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для учащегося).
  3. Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).

Содержание проекта

  1. Монопроект.
  2. Межпредметный проект.

Уровень самостоятельности выполнения

  1. Выполняемый совместно с учителем.
  2. Выполняемый совместно с другими учащимися под руководством учителя.
  3. Выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя.
  4. Выполняемый в основном самостоятельно

Продолжительность выполнения проекта

  1. Мини-проект (1-2 урока).
  2. Краткосрочный (4-6 уроков).
  3. Средней продолжительности (1-4 месяца).
  4. Долгосрочный.

В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее  организации можно использовать метод проектов. К проектированию я обратилась, работая над темой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики». Хотелось больше времени уделять определенной деятельности, дать возможность учащимся самостоятельно планировать свои действия, распределять время, выбирать форму конечного продукта (результата).

Тематика проектов различна и разнообразна: «Решение геометрических задач с помощью одной линейки», «Однородные многогранники», «Проценты вокруг нас»,  «Оригами в нашей жизни», «Секреты чисел Фибоначчи», «Числовые суеверия», «Доказательства теоремы Пифагора», «Площади геометрических фигур». Работы учеников принимали участие в научно-практических конференциях при КарГУ им. Е.А. Букетова, «Аршалы дарыны» и занимали призовые места.

В 8 классе предлагаю ученикам работу над проектом «Площади геометрических фигур». Хотя проект по этой теме носит информационно-ориентированный характер, целью его является углубление и систематизации знаний по данной теме, подготовка учащихся к сдаче ЕНТ. Продолжительность проекта 5-6 недель. Класс делится на несколько групп по 3-4 участника. Все группы получают одинаковое задание: изучить все возможные формулы для нахождения площадей геометрических фигур, к каждой формуле подобрать  или составить задачи и дать рекомендации по их решению. Каждой группе дается возможность самим определить необходимый объем информации в презентации, форма защиты, а также подборку задач, где были собраны советы другим учащимся для рационального решения задач при подготовке уроков, сдаче экзаменов и тестов, где требуется решить много заданий за определенный промежуток времени. 

Наиболее часто учащиеся стремятся найти формулы, которые не изучаются в школьном курсе. Например, формула Пика для нахождения площадей фигур, изображенных на клетчатой бумаге. Некоторые учащиеся для лучшего раскрытия темы «Площади» используют геометрический паркет и развертки объемных тел, составляя варианты паркета из различных комбинаций многоугольников. Другие подходят более практично, рассчитывая рациональное использование полезной площади, например, кухонных шкафов или для дизайна комнаты или мебели. Также предоставляют экономические расчеты для ремонта: покраска стен и потолков с расчетом расхода краски на 1 м2, настилание паркета или линолеума в различных вариантах ширины и т.д. По возможности можно использовать геодезические приборы для расчета площадей больших территорий, снимки со спутника.

Результат проектной деятельности представляется учениками на уроке. Ребята имеют возможность не только представить добытую информацию, но и провести анализ своей деятельности за период работы над проектом.

Как средство информационно-образовательной среды при подготовке проектов, учащиеся применяют знания информационных технологий (Word, редактор презентаций PowerPoint, AutoCAD, графический редактор Paint).

Оценивание проектов проводится по заранее разработанным критериям: уровни развития тех или иных компетенций: владение  способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки информации, коммуникативные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям, самоорганизация). Основными являются: работа всех участников группы и знание формул нахождения площадей фигур.

Учащихся привлекает активная, свободная, равноправная позиция в учебном процессе. Они отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя. Используемые формы и виды презентаций, зависят полностью от их собственной фантазии. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?», дети чаще всего отвечают:

  • доделывать все до конца,
  • распределять правильно время,
  • представлять результаты своего труда.

Используемая литература:

1. Жунусова М.Р. «Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики в 8-9 классах», ИПК. Караганда, 2006

2. Муравин Г.К. «Исследовательские работы в школьном курсе математики»,

Математика в школе, №1, 1990

3. Мендыгалиева С.С., Хачикян Г.Я. «Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся»

4.Карпушина Н.М.«Развивающие задачи по геометрии», Москва. «Школьная пресса».2004

Жаңартылған күні: 07.12.2020 10:56
Құрылған күні: 07.12.2020 10:56

Текст